МКОУ Верхнетойденская СОШ структурное подразделение детский сад.
Выступление на педсовете.Тема выступления : «Методика ведения педагогических наблюдений» Подготовила воспитатель в.к.к. Коршунова Н.А. Ведение наблюдений за деятельностью детей – необходимая, достаточно сложная и невероятно увлекательная деятельность. Наблюдая, взрослые получают множество поводов для удивления и радости (чаще всего), для обдумывания ситуации и вопросов к профессионалам (хорошо, если не редко), для беспокойства и даже тревоги (редко, но все же, случается). Наблюдая, взрослые учатся пониманию детей, уважению их неиссякаемой энергии и жажды познания мира, удивлению их уму и творческости. К сожалению, и у многих родителей, и у педагогов детских садов сложилось представление о наблюдении, как рутинно-трудном деле, на которое нужно выкроить, такое дефицитное в нашей динамичной жизни, время. Наблюдение – это труд, но благодатный и благодарный. На конкретных примерах можно увидеть и понять, как интересен мир детей и как много мы потеряли, если не вели и не ведем наблюдения за своими собственными детьми. Наблюдение — процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребёнка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми. При организации процесса наблюдения ценится и процесс, и результат; сбор и запись информации производится в разнообразных ситуациях и в различных контекстах; анализ поведения детей является основой для принимаемых педагогических решений. Наблюдение связано с обязательным ведением записей (регистрацией). Регистрация фактов — процесс документирования наблюдаемого. Записывая только факты (а не их интерпретацию) можно обеспечить наблюдению надёжность и достоверность. Ценностная основа наблюдений за детьми — априорное уважение, признание уникальности и целостности личности ребёнка, принятие его индивидуальных особенностей, признание за ним права на самостоятельные действия даже в том случае, если они ведут к ошибкам Наблюдение даёт множество фактов, свидетельствующих о мотивах действий, направленности интересов, особенностях речи и взаимодействия с другими. Мы наблюдаем за детьми чтобы: · увидеть конкретные изменения в физическом, познавательном, социальном, эмоциональном развитии ребенка с течением времени; · лучше понять, что происходит с ребёнком, распознать действительные причины и их следствия; · внести изменения в развивающую среду и в свои действия; · внести изменения в учебный план для того, чтобы образовательная технология наилучшим способом подходила детям группы; · получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка, согласовывая мнения различных взрослых; · видеть, как те или иные знания и умения, полученные детьми в ходе «непосредственной образовательной деятельности», осмысливаются, трансформируются и используются ими самостоятельно; · определить моменты, вызывающие озабоченность; · найти способы, позволяющие лучше всего решать проблемные ситуации; · получить информацию, которой могут воспользоваться как педагоги, так и родители для лучшего понимания ребёнка и координации своих действий; · получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) собственных педагогических действий; · дать возможность родителям больше узнать о своих детях. Важно, чтобы наблюдение было постоянным компонентом взаимодействия детей и взрослых. Только в этом случае можно достигнуть настоящего взаимопонимания. Важно, чтобы наблюдение являлось постоянным компонентом образовательной деятельности, было источником информации, подсказкой, включало активный обмен мнениями между всеми членами команды (педагогами, родителями), а по возможности и между детьми и взрослыми. Важно, чтобы наблюдение позволяло взрослым смотреть на поведение ребёнка через призму того смысла, который оно имеет для него самого (от внутренних побудительных мотивов к внешним проявлениям). В этом случае можно считать, что взрослые на правильном пути к пониманию детей и детства. Для ведения наблюдения важно: · сосредоточиваться на выявлении сильных сторон развития каждого ребёнка, а не его неудачах. Центрирование внимания на сильных сторонах развития (достижениях) формирует у взрослых веру в способности детей, позволяет вдохновлять их и, тем самым, оптимизирует процесс развития; · учиться видеть признаки учения, развития, взросления ребёнка в любых ситуациях; · использовать разнообразные источники информации (записи эпизодов, рисунки, фотографии и пр.), которые могут стать подсказкой, чему и как ребёнок научился (учится), чему следует обучать; · понимать, что развитие идёт одновременно во всех областях (социально-эмоциональном, физическом, познавательно-речевом, художественно-эстетическом), но в разных ситуациях, в разные периоды может доминировать развитие той или иной способности; включаться в активный обмен мнениями между всеми членами команды (педагогами, родителями), а по возможности и самими детьми;· быть искренним и доброжелательным по отношению к детям и родителям; · собирать факты, способные прояснить ситуацию с особыми потребностями детей. Собирать, уточнять, обсуждать, а не выносить скороспелые вердикты; · обеспечивать достаточное количество информации для понимания того, как продвигаются дети и группы в целом, с тем, чтобы в любое время можно было объяснить руководителю детского сада, что и почему вы делаете; · подбирать такую информацию, которая позволит сопоставить достижения детей, занимающихся по разным образовательным программам. Техника ведения наблюдений за деятельностью детей Прежде всего, следует помнить: смотреть за детьми и наблюдатьза деятельностью ребёнка – явления разного порядка. Как правило, воспитатели смотрят за детьми. В этом случае внимание фиксирует, прежде всего, тех детей, чье поведение выбивается из «общего ряда» – например, самых моторных и самых медлительных, ссорящихся, не занятых «полезным делом» или, напротив, проявляющих чрезмерное усердие. Что именно в ситуации «смотрения» видит конкретный человек зависит от многих факторов, но прежде всего от его собственных приоритетов и ценностей. В тоже время, большинство детей остается вне поля внимания воспитателя и сказать о них что-либо конкретное оказывается сложно. Если бы мы попросили воспитателя рассказать о том или другом «законопослушном» воспитаннике, то, вполне вероятно, скорее услышали обобщенные оценочные слова – «хороший, добрый, подвижный, активный и т.п.», – чем примеры конкретных действий, высказываний, достижений, особенностей, трудностей. К такой ситуации в восприятии многими педагогами своих воспитанников применима пословица «за лесом дерева не видно». Можно говорить о том, что в сознании и в действиях управленцев и педагогов преобладает умение «видеть всех детей», «управлять группой детей», «организовать детей на занятии», что свидетельствует о готовности работать (извините) с массой и не готовности работать с одним конкретным ребенком. Наблюдать – значит иметь определённую цель наблюдения, сконцентрировать внимание на объекте наблюдения и обязательно делать записи, фиксирующие факты. Отсроченные (отложенные) записи при ведении наблюдений, конечно возможны, но всегда чреваты утратами и интерпретациями увиденного. Кто и когда ведёт наблюдения.Наблюдения ведут все взрослые сопричастные жизнедеятельности ребёнка, но прежде всего – профессионально ответственные за его образование педагоги – воспитатели, специалисты. При необходимости можно обратиться за информацией, мнением к иному персоналу дошкольной организации (мед.сестре, помощнику воспитателя и др.), но нельзя обязать их вести наблюдение. Замечательно, если удастся вовлечь в наблюдение членов семьи ребёнка. Если каждый день вести наблюдение за одним ребёнком, то за месяц должно появиться не менее двадцати одной – двадцати двух записей, сделанных в ходе ежедневных наблюдений за разными детьми. Период сбора свидетельств развития (записей наблюдений, примеров работ и пр.) – от октября/ноября до мая – примерно 7-8 месяцев. Таким образом, можно ожидать, что в период между проведением стартового и итогового мониторинга в отношении каждого ребёнка может быть собрано 7-8 (часто больше) записей. Для наблюдения правильнее всего выбирать те ситуации, в которых ребенок свободен – сам выбрал деятельность, партнеров, материалы… – это наилучшие условия для проявления самостоятельности, а значит сильных сторон и достижений – компетентности. Таким образом, за период между плановыми процедурами мониторинга накапливается достаточно много записей наблюдений за деятельностью разных детей. На чем целесообразнее делать записи Выбор всегда за наблюдателем. Если это лонгитюдное исследование ситуации развития одного ребенка, то, вероятно, приемлемо использование блокнота. Но если это ежедневные плановые наблюдения за деятельностью детей группы, то блокнот становится тормозом (найти нужную страницу, чтобы сделать запись – потерять время; найти нужные записи, чтобы осмыслить факты – потратить не только время, но и нервы). Практика показала, что самым удобным является использование листочков с клеевым краем (стикеров). Широчайшая распространенность в торговых сетях и абсолютная доступность по цене делает их использование возможным во всех дошкольных образовательных организациях. Ассортимент стикеров включает листочки разного цвета (это делает записи привлекательными для взгляда), разного формата (можно найти подходящий к почерку), разных форм (их можно подобрать даже под тему проекта, что добавляет игровые акценты и привлекает внимание детей). Использование стикеров невероятно удобно для анализа информации, так как обеспечивает возможность многочисленных вариантов выборки. Можно сделать выборку информации по конкретному ребенку; по временному периоду; по виду деятельности; по образовательной области; по сюжетам. Направленность наблюдений – один из вопросов, закономерно возникающих во всех аудиториях: не только детей, но и видов деятельности, образовательных областей достаточно много. Нужно ли вести отдельные наблюдения по каждой из них для того, чтобы сделать вывод о ситуации в развитии ребёнка? Как правило, записи наблюдений содержат информацию, обобщая и анализируя которую можно сделать вывод о самых разных сторонах развития. На основе этих записей можно увидеть то, как проявляются разные стороны личности ребенка (факты можно суммировать и проанализировать по образовательным областям ФГОС ДО (развитие речи, физическое, социально-коммуникативное, познавательное развитие) или по проявлению основ ключевых компетентностей (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной, здоровьесберегающей). Технически «обобщение записей наблюдений» не означает переписывания текстов наблюдений со стикеров на отдельный лист или в отдельные колонки таблицы. Взрослым важно помнить о том, что личность неделима и в одном проявлении (поступке, слове, действии) можно увидеть самые разные стороны развития; что компетентность – характеристика интегративная, включающая признаки всех. Достаточно разложить перед собой стикеры с записями, внимательно прочитать и проанализировать. Чему стоит отдать предпочтение: спонтанным или целенаправленным наблюдениям? Иной раз, поставив цель понаблюдать за каким-то определенным ребенком, педагоги сетуют «ничего интересного не происходит». Стоит напомнить – текущая жизнь это чаще всего обычные бытовые дела и действия, типичные игры, рядовые проблемы. И взрослым, и детям предстоит управляться, прежде всего, с обычной жизнью. Записывать ли «рядовые» наблюдения? Да, конечно. Из любых реальных, правильно сделанных «рядовых» наблюдений можно получить нужную важную информацию. Что делать, если была поставлена цель понаблюдать за одним ребенком, в то время, как нечто интересное происходит с другим? Конечно, сделать записи неординарного события, а потом вернуться к поставленной цели. При постановке конкретной цели записи наблюдений могут быть более содержательными. Требования, предъявляемые к записям наблюдений 1. Маркировка: дата, имя или инициалы наблюдателя, возраст рёбенка. 2. Контекст (краткое описание ситуации, в которой происходят наблюдаемые действия). 3. Запись диалога/монолога (не корректированная прямая речь). Качество дошкольного образования складывается из многих составляющих. Среди них информированность и удовлетворенность родителей. К информированности во многих детских садах отношение довольно поверхностное – информация об образовательной программе, о режиме, условиях пребывания ребенка в ДОУ, питании, наличии/отсутствии карантинов, конечно важна, но не менее, если не более важна информация о том, что происходит с ребенком в течение дня. Удовлетворенность как раз и складывается из уверенности в том, что ребенка (а не абстрактно детей) воспитатель видит, принимает, развивает, что ребенок занят разнообразными делами, общается и играет с другими детьми. Для обеспечения информированности и удовлетворенности родителей записи наблюдений за деятельностью детей неоценимый ресурс. Многие педагоги задают вопрос: разве наблюдения это не внутреннее дело педагогов? не профессиональная (читай конфиденциальная) информация? В этом вопросе смешение разных сторон профессиональной деятельности, стереотипов и заблуждений. Прежде всего, следует помнить, что дети принадлежат своим родителям и все, что касается ребенка должно быть родителям доступно. Своевременная, полноценная, достоверная информация гарантируется договором, заключаемым между ДОО и родителями при поступлении ребенка в детский сад. Второй аргумент: обеспечение потребностей ребенка, развитие (образование, воспитание) дело солидарной ответственности педагогов и родителей. Многие десятилетия педагоги принимали всю полноту ответственности за обучение детей (вот здесь уже точно обобщенно «детей», а не ребенка) на себя, игнорируя возможности и действия родителей. Если педагоги хотят продолжения такой практики (что, заметим, противоречит ФГОС ДО), то, конечно, предъявлять родителям информацию, а тем более обсуждать записи и вместе анализировать ситуацию в развитии ребенка, сообща намечать способы и формы – ни к чему. В этом случае – мониторинг сугубо профессиональное действие. Информация «для служебного пользования». Кому от этого польза? В нашем понимании правильной стратегии организации образовательной деятельности – включение родителей в ведение наблюдений, обмен информацией, обсуждение и анализ фактов – явление обязательное. Именно поэтому сделанные в ходе наблюдения записи, вывешиваются в приёмной (в детской раздевалке). В каждом детском саду сложилась своя тактика размещения записей наблюдений: кто-то крепит их на персональный шкафчик ребёнка, причём на внутреннюю сторону дверцы, кто-то предпочитает наружную; у кого-то есть специальный стенд; кто-то считает правильным вкладывать записи наблюдений в портфолио ребёнка. Каждая тактика имеет свои плюсы и минусы. Главное – записи наблюдений это свидетельство жизнетворчества ребёнка, то есть, информационный ресурс для родителей; записи наблюдений – это фиксация дел и действий ребёнка, то есть основание для самоанализа, самооценки. Значит, они должны быть доступны и детям, и взрослым. Традиционно возникает вопрос: а нужно ли делать записи негативных проявлений (ссор, ябед, неудач)? Нужно. Записи подлежат все реально наблюдаемые события. Другое дело, не стоит вывешивать их для всеобщего обозрения. И отдавать родителям ребёнка-нарушителя порядка так же не нужно спешить. Если это экстраординарное событие – оставьте запись о нём у себя – возможно, когда-то вы с юмором расскажете подросшему ребёнку о том, как он учился отстаивать свою собственность (свободу, самостоятельность и т.п.). Большинство записей наблюдений могут быть и должны быть открыто размещено в приемной (раздевалке). Каждый день должна появляться, по крайней мере, одна новая (свежая) запись. В ситуации, когда с группой детей работают несколько педагогов посменно, возможно больше, чем одна. По ходу дней, по мере накопления записей стикеры с информацией следует перемещать в персональный портфолио ребенка.
Таким образом наблюдения за действиями детей являются основным способом получения информации для последующего анализа и оценки актуальной ситуации и перспектив в развитии ребенка. Основным, но не единственным. Помимо наблюдений, информацию можно получить, анализируя подборку детских работ, записей рассказов, фотографий, видеозаписей, содержания бесед с ребенком и его родителями. При необходимости и с согласия родителей специалистами могут быть использованы тесты и другие диагностические методики. Важно, чтобы они обязательно использовались для компетентного выстраивания стратегии развития ребенка. 19 ноября 2022 в 18:32
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.