МКОУ Верхнетойденская СОШ структурное подразделение детский сад.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

5537023d39953b25b00dd3dd9bf27bbd.jpg

Для того чтобы пространство группы отвечало задачам ДО ,оно должно соответствовать следующим требованиям:

1- Пространство группы должно быть дифференцированным: в нем надо предусмотреть места для разных видов деятельности- не только ролевой игры, но и экспериментирования, строительства, занятий с песком и водой, уединения, так как один ребенок любит рисовать, другой читать, третий конструировать – важно каждому ребенку дать возможность реализовать свою потребность, поддержать его интерес.

2- В группе должен быть обустроенный уголок для отдыха и уютное место для уединения. (Их может быть несколько, в них должны присутствовать мягкие игрушки или подушки –думки.)

3- Игровые зоны должны располагаться таким образом, чтобы дети, занимающиеся разными делами, в том числе тихими и подвижными играми, могли не мешать друг другу. Удобно, когда центры для разных занятий имеют очерченные границы и не пересекаются друг с другом; когда тихие центры отделены от шумной зоны. Такое расположение позволяет детям играть дольше и разворачивать более богатые сюжеты.

4- Игровые зоны должны быть достаточно оборудованными, насыщенными материалами, чтобы в них могла развернуться интересная игра.

5- Пространство группы должно быть легко трансформируемым, чтобы его можно было изменять в соответствии с замыслом детей, что способствует развитию игры, инициативы, воображения.

Групповое пространство должно быть поделено на образовательные центры (зоны), которые обеспечивают игровую, познавательную и творческую активность  всех детей. Каждый центр наполняется дидактическим материалом, пособиями и атрибутами в соответствии с образовательным событием и видом текущей деятельности. Используется все пространство группового помещения. Материалы центров периодически меняются, появляются новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность, развитие  игровой деятельности. В центрах детям предлагаются в том числе неоформленные материалы  (бросовый материал широкого диапазона) стимулирующие развитие воображения детей.

 В оформлении группы должны присутствовать  работы детей, а также  фотографии воспитанников и родителей, плакаты-алгоритмы выполнения порядка действий при самообслуживании и выполнении поручений; мотивационные картинки, подвесные модули.

· Рабочий сектор содержит следующие центры:  «Центр Живой –неживой природы», «Центр опытно-экспериментальной деятельности», «Центр «Конструирование -Сенсорика», «Центр ознакомления с литературой». «Игровой центр для мальчиков» «Игровой центр для девочек»  , Центр « Математическое развитие»

Наблюдение за игровым  пространством в секторах не должно быть затруднено, и организованно так, что достаточно места для осуществления одновременно нескольких форм активности различными группами воспитанников.

· В центр опытно-экспериментальной деятельности  можно наполнить  воронками различного диаметра, ситечками, пластмассовыми бутылками, емкостями для осуществления  действий с сыпучим материалом в достаточном количестве.

· В «Центре живой - неживой природы» можно  разместить фигуры животных, книги, наборы картинок с изображениями животных,  птиц, насекомых, альбом  «Времена года»,  коллекции  семян деревьев и овощей, календарь природы, соответствующий возрасту детей. 

· В «Центре воды и песка»  размещается стол для воды и песка,разнообразные игрушки для этих игр (совки, воронки, формочки, плавучие и тонущие предметы), а так же  песочница с кинетическим песком и различными формочками

· Центры «Математическое развитие»  и «Конструирование -сенсорика» наполняются наборами для конструирования: из разных материалов и разной величины, для моделирования и конструирования (кубики пластмассовые и деревянные, пазлы, конструкторы разнообразной формы), наглядные и дидактические материалы.

· «Центр ознакомления  с литературой» включает в себя достаточное количество книг, которые разнообразны по тематике и жанру,  художественной форме и соответствуют уровню развития и интересам  воспитанников. Наглядные, раздаточные и дидактические  материалы  для развития речи должны быть разнообразны , отражать и поддерживать текущую деятельность группы в соответствии с возрастными особенностями детей.

· В  центре «Гендерное  воспитание»: зона девочек, зона мальчиков», могут быть представлены игрушки и атрибуты для игр девочек и мальчиков.

Среда  центов рабочего сектора организуется  в соответствии с их тематикой, удовлетворяет  интересам детей;  материальная база  наполняется с учётом возрастных особенностей воспитанников; размещение материалов уголка доступно и удобно  каждому ребёнку;  в помещении группы  центры размещаются оптимально относительно источника света и  остальных тематических  центров.

· Активный сектор содержит следующие центры: «Физкультура и спорт», «Сюжетно-ролевые игры», «Мир звуков и музыки», «Театрализация», «Семья», которые  обеспечивают двигательную, игровую (ролевые игры) и музыкально-театрализованную активность в соответствии  с ООП ДОУ и возрастом воспитанников. 

· В центре «Физкультура и спорт» размещается оборудование , способствующее развитию разнообразных  умений: набор мячей различной величины и из разного материала,  кегли, многофункциональные веревки, которые соединяются друг с другом, мешочки с песком, нетрадиционное оборудование – коррегирующие дорожки.  Оборудование регулярно пополняется и меняется  по мере необходимости.

· В  «Центре  Сюжетно- ролевых игр» можно разместить н-р: «Больницу», «Парикмахерскую».  Должно быть отведено доступное для детей место для хранения реквизита к играм. Игровые пространства наполненяется атрибутами соответствующими  теме. 

· Центр  «Мир звуков и музыки»  наполненяется  различными музыкальными  и шумовыми инструментами.

·  Центр «Театрализация» наполненяется атрибутами для театрализованной деятельности – ширма-занавес, декорации для инсценировок сказок, наборы кукольного и пальчикового театров.

· Спокойный  сектор содержит следующие центры: «Место для отдыха и уединения», «Центр творчества», художественную мастерскую  «Мой след на стене»,которые обеспечивают возможности  самовыражения  детей, поддержку эмоционального благополучия.

· «Центр творчества» художественная мастерская  «Мой след на стене» располагаются  рядом, для  удобства занятий продуктивной деятельностью. Воспитанникам должны быть доступны инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, ватные палочки и диски, пластилин, гуашь, карандаши, кисти, клей, природный материал для создания поделок в различных техниках: рисунок, лепка, аппликация и их  украшения; книжки-раскраски для продуктивного творчества.  Демонстрируемые продукты деятельности детей связаны с текущей деятельностью группы и должны иметь характер как групповой работы, так и индивидуальной.

· «Место для отдыха» это может быть-домик», который  сделан из легко просматриваемой вуали.  Наполняетя мягкой средой: мягкие игрушки, подушки, ковер,  телефон для звонка маме .Так же предусмотрены атрибуты для спокойной деятельности: игры, игрушки, книги, журналы.

 Среда для диалога с родителями включает в себя следующие центры: «Информационный центр», «Консультативный цент», «Практический центр»,  которые отражают различные практики взаимодействия педагога с родителями в помещении для приема воспитанников .

· «Информационный центр» отражает  информацию о текущей деятельности группы и о возможном участие родителей в этой деятельности .

· В «Консультативном центе»  предусмотрена возможность осуществления обратной связи со всем персоналом ДОО (администрации, специалистов, на сайте ДОУ), а также представлены ответы на вопросы родителей (в том числе анонимные)

·  В «Практический центр» должно быть организованно пространство для хранения партфолио воспитанников  и «Карта наблюдений»,  для демонстрации детских продуктов деятельности, а так же для трансляции совместных  продуктов деятельности родителей  и  воспитанников группы.

 Общие принципы размещения материалов в групповом помещении. ·

 Все материалы для свободной самостоятельной деятельности должны быть доступны детям · Постройки детей из строительного материала и конструкции сохраняются до тех пор, пока не будут разрушены или разобраны самими детьми. Рисунками и поделками дети имеют право распорядиться сами – забрать домой или использовать в игре, поместить на выставку. · Все материалы и пособия должны иметь постоянное место. · Малыши не умеют взаимодействовать и предпочитают игры рядом, но не вместе; поэтому надо размещать строительный материал в нескольких местах группы. · Напольный строительный материал требует много места, поэтому его лучше поместить отдельно на низко расположенных навесных полках и  рядом постелить ковер, дорожку. · Мелкий строительный материал можно насыпать в корзины, ящики или коробки. · Конструкторы размещаются на столах в открытых коробках и деревянных ящиках. · По окончании работы надо побуждать детей к совместной уборке материала, раскладывая его по цвету и форме.

 Обучение детей на занятиях рисованием и в процессе ежедневной, свободной деятельности желательно осуществлять за столами, которые поставлены в круг или буквой «П». За столами должно быть предусмотрено место и для воспитателя. Дети 4-5 лет еще остро нуждаются в своевременном участии взрослого (поддержка, помощь, совет). А школьный тип расстановки мебели психологически разъединяет детей друг с другом и ставит педагога в позицию учителя, а не доброго наставника, готового в любую минуту прийти на помощь ребенку. Столы накрываются клеенками, на них размещаются все имеющиеся ножницы, клей ПВА, бумага (белая, цветная, в клетку, в линейку, оберточная и т.п.  Детские работы вначале демонстрируются на стенде в группе, а после полного высыхания попадают в распоряжение детей. Они могут хранить их в индивидуальных папках, забрать домой или оставить в группе.

Ошибки допускаемые  при создании  центров:

· Центры не отделены друг от друга;

· Пересекаются тихие и шумные зоны;

· Нет места для разворачивания игры;

· Центр не насыщен материалами, недостаток игрушек вызывает соперничество;

· Трудно достать материал;

· Материалы содержатся в беспорядке;

bfcf36d267801759e3904b5026f37cdb.jpg

32428bcaea86ac11590daa1466b38c7c.jpg

931456e545f87bdaac63c0e8146e6900.jpg

f9a530a38ca22ce739f774f334da67e1.jpg

aff9267fee3b1045ca27ce8db8815fc0.jpg

4e884a89a40a9d1c34e55881dde66e19.jpg

8f838b06e0c5a7c5fb61578986799bc9.jpg

9ea6b43f173e7cff16a8cbf52b8a12ed.jpg

a6c842232602f505c176af28f6e547f0.jpg

dab5177aa43ade258e1dcbb95f39a423.jpg

b133bd2844c8648bc4e8f7ca91ff0b1f.jpg

ae6c14320b0d307de95034f5d1edc644.jpg

930811fb9cb0b0756802a51bae48d442.jpg

8e239868187e0c863c904404aa6b6756.jpg

021039839a8f14f1ab34583eafced33c.jpg

f768b0d8e0aff1a59eab9d113dd32d40.jpg

5aef5f8754a3edd9bbde580049c58088.jpg

e5dc0d0f02d46c2b293a761af5ead04f.jpg

09028f0cf0284e7bb874addd598600b8.jpg

621410b4606498af1e4679f625deb9a6.jpg

531a075a1a387cbedb524ceff9168d2d.jpg

26a0217264537201d4bb14edc766c823.jpg

36fd853d47cee694774c431f007bc810.jpg

2d951197a1b5d8c0baa78e5355bfd8a6.jpg

e681ec5edb09058db24a7b8f3694add3.jpg

6fbf46312d105a459fa20ef9101827de.jpg

99e8142d14069a36e5589396a481ac39.jpg

dcb890eb2f5445ee551e614e8421284e.jpg

a486f6694db7e70df1620e2e568c9435.jpg

4832af744d0103abaa36a5a8bd76f81c.jpg

385f7a1ced59ef075c98e0656f8ca35b.jpg

4 октября 2022 в 14:35

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.